Мой спектакль — сочинение, родившееся в результате размышлений над пьесой Томаса Манна. Это единственное драматическое произведение автора, работавшего на исходе времени больших стилей, очень впечатляющее. Интересна для меня в первую очередь тема и способ выражения этой темы через устройство текста, а не, скажем, сюжет. Речь героев устроена как обнаруживающая отсутствующую за ней мысль. Персонажи оказываются как бы редуцированными до словесных конструктов, витиеватых, пафосных, очень объемных, но инертных. Пьеса написана в 1904 году как предупреждение о грядущей катастрофе общества, в котором усиленно постулируемая гуманистами возможность диалога на деле вымещена неизбывным столкновением догм и борьбой за власть. Это декадентское высказывание Манна о кризисе своего времени. Иронически дистанцируясь, он использует для этого высказывания исторический сюжет из эпохи Возрождения. Три основные фигуры пьесы разворачивают пышные монологи, сталкиваясь в героических поединках в высокопарности. Их речь — орудие доминирования, плохо замаскированное под философию. На фоне расцвета толерантности, искусств и всеобщего блаженства этот разрыв между заявленным и производимым оказывается неразличим ни для самих говорящих, ни для их окружения. Эти трое безнадежно проигрывают на поле собственных манипуляций. Есть только один персонаж, выступающий как бы в роли рассказчика, мыслящий независимый проводник, Пико делла Мирандола.
